Фрагмент для ознакомления
2
Великий Новгород, один из древнейших и наиболее значимых городов Древней Руси, был известен не только своей богатой историей, но и высоким уровнем образования и культуры. Этот город, расположенный на пересечении торговых путей, стал центром интеллектуальной жизни, где образование занимало ведущее место в системе ценностей.
Еще в XI веке Новгород прославился своей книжной культурой и стремлением к знаниям. Ярослав Мудрый, правивший в то время, открыл в городе школу повышенного типа, где обучались дети городской знати и духовенства. Программа этой школы была весьма обширной и включала в себя изучение диалектики, риторики, грамматики, а также знакомство с трудами античных философов и Священным Писанием. Таким образом, новгородская школа "книжного учения" давала своим ученикам серьезное по тем временам образование, готовя их к государственной и церковной деятельности.
Распространение грамотности в Новгороде способствовало развитию местной книжности. Книги были неотъемлемой частью быта новгородцев, их переписывали, передавали по наследству и почитали как духовную ценность. Археологические раскопки подтверждают, что уже в X-XI веках в Новгороде существовали древнейшие славянские книги, в том числе и учебные пособия, такие как Псалтырь, который использовался для изучения грамматики, риторики и философии.
В XI-XII веках в Новгороде были созданы первые произведения древнерусской литературы, такие как Остромирово Евангелие, Краткая Русская Правда, "Книга Паломник" Добрыни Андрейковича и Изборник 1073 года. Эти книги не только свидетельствовали о высоком уровне образованности новгородцев, но и прививали любовь к знаниям и книжной культуре.
К XII веку в Новгороде сложилась двухуровневая система образования, включавшая в себя "мастеров грамоты", ученых-богословов, писателей и церковнослужителей. Педагоги использовали различные методические приемы, такие как древнейший букварь и абак для обучения счету. Особого внимания заслуживает труд иеродиакона Антония Римлянина "Учение им же ведати человеку числа всех лет", написанный в 1136 году и ставший высшим достижением методики преподавания математики в Древней Руси.
В XII-XVI веках Великий Новгород был центром высокой книжной культуры и образованности. Многочисленные берестяные грамоты, найденные при археологических раскопках, свидетельствуют о том, что новгородцы широко применяли полученные знания в деловой, торговой и повседневной жизни. Благодаря развитию математики, новгородские строители хорошо знали "золотое сечение" и умело рассчитывали габариты зданий.
В XIV веке в Новгороде была создана книжная мастерская, а в 1499 году под руководством архиепископа Геннадия был составлен первый на Руси полный свод Священного Писания - Геннадиевская Библия. В первой половине XVI века деятельность архиепископа Макария ознаменовалась новыми достижениями в области образования и культуры, в том числе созданием "Владычного свода Макария" и Великих Миней Четьих.
Таким образом, Великий Новгород на протяжении многих веков был одним из ведущих центров образования и книжной культуры Древней Руси, где знания и стремление к просвещению занимали важное место в системе ценностей местного общества.
Первая же половина XVI века – время новых поисков в среде образования и культуры. Наиболее значимой в этих направлениях была деятельность новгородского архиепископа Макария. По его инициативе составляется «Владычный свод Макария» как продолжение Новгородской Четвертой летописи. Позже Петр I одобрил и поддержал инициативу новгородского митрополита Иова по открытию в Новгороде греко-славянского училища. По его указу, подписанному 31 января 1706 года, в Новгород были направлены доктора Падуанского университета греческие иеромонахи Иоаникий и Софроний Лихуды. На средства Софийской казны в Кремле был построен двухэтажный корпус.
Училище братьев Лихудов делилось на два отделения – еллинское и славянское. В училище изучались греческий, латинский, старославянский языки, пиитика, риторика, логика. За 170 лет своего существования семинарию (которая была основана в 1740) закончили более 7 тыс. человек, среди них видные церковные и государственные деятели, ученые и преподаватели.
Таким образом Великий Новгород, исторический есть центр культурного и интеллектуального значения на северо-западе России, хоть и после Второй мировой войны оказались весомые проблемы. Разрушения, вызванные конфликтом, оставили неизгладимый след на образовательной инфраструктуре региона, что потребовало согласованных усилий по восстановлению и возрождению системы среднего образования. В этом комплексном анализе рассматривается сложный гобелен периода послевоенного восстановления, многогранные инициативы, проблемы и победы, которые определили возрождение среднего образования в Великом Новгороде.
В 1918 году советская власть приняла декрет об отделении церкви от государства, что привело к лишению церкви всего имущества. Этот момент также породил вопрос о будущем учебных заведений, принадлежавших церкви. В летние месяцы того же года Новгородский губернский отдел народного образования принял решение приостановить учебный процесс в духовной семинарии и духовном училище, которые располагались в кремле. К осени было решено закрыть эти заведения и передать их помещения в ведение губернскому отделу народного образования.
Когда стало известно, что семинария больше не будет функционировать, многие педагоги обратились с заявлениями о возможности трудоустройства в советской школе. Эти педагоги обладали обширным образованием и педагогическим опытом и были готовы продолжить свою деятельность в новых условиях. Однако ни одному из них не было предоставлено такой возможности.
Эти события свидетельствуют о трудностях и противоречиях, сопровождавших период разобщения церкви и государства в России, а также о неспособности новой советской власти адаптировать религиозные учреждения к новым социально-политическим условиям. На следующий год, в 1919‑м, в здании духовной семинарии появляется первое высшее советское учебное заведение в Великом Новгороде — Народный институт практического образования. Он стал прообразом пединститута. В разных модификациях он существовал до 1941 года, во время Великой Отечественной не работал. В 1945 году был возрождён в Боровичах, в 1953 году вернулся в Антоново, когда здесь закончились восстановительные работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверкин В. Пора школе очнуться / Беседу вел Ю.Красавин // Земля Новгородская. - 1992. - N 15. - С. 13.
2. Аверкин В. Простишь ли нас, племя младое?... / Беседу вел В.Крутиков // Новгородские ведомости. - 1992. - N 50. - 9 апр. - С. 1.
3. Аверкин В. Работать не на вчерашний день // Новгородские ведомости. - 1992. - 29 авг.
4. Аверкин В. Губернатора вызывают в школу // Российская газета. - 1997. - 17 дек. - С. 3.
5. Аверкин В.Н. Теоретические основы и опыт проектного управления территориальной образовательной системой / Комитет образования Администрации Новгор. обл.; Новгородский регион. центр развития образования. - Новгород : б/и, 1999. - 77 с.
6. Аверкин В.Н. Административное управление территориальными образовательными системами: Монография / Комитет образования Администрации Новгор. обл.; Новгородский регион. центр развития образования. - Новгород : б/и, 1999. - 193 с.
7. Аверкин В.Н. Концептуальные основы управления региональной образовательной системой: Монография / Комитет образования Администрации Новгор. обл.; Новгор. регион. центр развития образования. - Новгород : б/и, 1999. - 53 с.
8. Аверкин В.Н. Система материально-технического и информационно-методического обеспечения развития образования Новгородской области / Комитет образования Администрации Новгор. обл.; Новгородский регион. центр развития образования. - Новгород : б/и, 1999. - 30 с.
9. Аверкин В.Н. Программно-целевое управление развитием дошкольного образования Новгородской области в переходный период / Комитет образования Администрации Новгор. обл.; Новгородский регион. центр развития образования. - Новгород : б/и, 1999. - 34 с.
10. Аверкин В.Н. Статистические и аналитические материалы по развитию системы образования Новгородской области / В.Н.Аверкин, З.Н.Корегина, Е.М.Цветкова; Комитет образования; Администрации Новгор. обл.; Новгородский регион. центр развития образования. - Новгород : б/и, 1998. - 51 с.
11. Аверкин В.Н. Аттестация: опыт и перспективы / Комитет образования Администрации Новгород. обл.; Новгор. регион. центр развития образования. - Новгород : б/и, 1999. - 46 с.
12. Аверкин В. Не надо бояться рынка!: Беседа с председателем Комитета образования Новгородской области В.Аверкиным / Беседу вела И.Лопатина // Учительская газета. - 2001. - N 18. - 8 мая. - С. 11: фото.
13. Администрация Новгородской области. О лицензировании образовательной деятельности: Постановление от 21.03.2001 года N 116 // Новгородские ведомости. - 2001. - 3 апр. - С. 5.
14. Адреса результативного опыта руководителей и педагогов системы воспитания и дополнительного образования образовательных учреждений Новгородской области: Каталог / Комитет образования Администрации Новгор. обл., Новгор. региональный центр развития образования; Отв. за вып. В.И.Белова. - Великий Новгород : Б.и. Вып. 1. - 2000. - 31 с.
15. Андреев С. Есть чем заняться... // Новгородская правда. - 1989. - 29 июня. - С. 3.
16. Букетов В. "Пароль" - дуальное образование: Беседа с зам. главы администрации города В.Букетовым / Беседовала М.Маринина // Новгород. - 2001. - 17 мая (N 20). - С. 3.
17. Великий Новгород: школьное и педагогическое образование / Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого; Р.М.Шерайзина, И.В.Лукашенко, Р.П.Макейкина и др. - Великий Новгород : НовГу им. Я.Мудрого, 1999. - 223 с. - (К 80-летию высшего педагогического образования в Новгор. области).
18. Ветров Н. Самые-самые // Новгородские ведомости. - 2000. - 5 сент. - С. 1.
19. Ветров Н., Жуковский А. Образованным будет легче жить в 21 веке // Новгородские ведомости-плюс. - 2000. - 1 сент. - С. 4.
20. Белова В. И. Издательская деятельность Новгородского регионального центра развития образования: Метод. рекомендации для авторов и учреждений, осуществляющих издательскую деятельность / Комитет образования Администрации Новгор. обл., Новгор. региональный центр развития образования. - Великий Новгород : Б.и., 2001. - 43 с.
21. Каганович С. Преподавание литературы XX века в вузе и школе: проблема преемственности // Некалендарный XX век. - Великий Новгород, 2001. - С. 277-282.
22. Лаптий С. Чтоб не пропасть поодиночке // Новгородские ведомости. - 2001. - 13 февр. - С. 1.
23. Митрофанова Л. Кое-что учителя выиграли. Кажется // Новгородские ведомости. - 2001. - 19 июня. - С. 2.
24. Митрофанова Л. Реформа на распутье? Нет, реформа в пути: Так считает председатель комитета образования области В.Аверкин // Новгородские ведомости-плюс. - 2000. - 8 дек. - С. 3.
25. Наставник- 2: Развивающее обучение: стратегия и практика: По материалам работы кол. пед. Первой университетской гимназии им. В.В.Сороки. - Великий Новгород, 1998. - 28 с. - (Посвящается памяти Владимира Васильевича Сороки).
26. Нормативно-правовые основы функционирования и развития системы образования Новгородской области: Сборник нормативных документов / Комитет образования Администрации Новгор. области, Новгор. региональный центр развития образования; Сост. В.Н.Аверкин. - Великий Новгород : НРЦРО, 1999. - 140 с.
27. О внесении изменения в областной закон "О правовом регулировании деятельности системы образования Новгородской области": Областной закон от 4.12.2000 г. N 153-ОЗ // Новгородские ведомости. - 2000. - 19 дек. - С. 3.
28. Об областном законе "О внесении изменения в областной закон "О правовом регулировании деятельности системы образования Новгородской области": Постановление от 29.11.2000 г. N 553-ОД // Новгородские ведомости. - 2000. - 19 дек. - С. 3.
29. Образование Великого Новгорода как открытая система / Под ред. М.Н.Певзнера. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 82 с.
30. Правительство РФ. О присуждении премий Правительства Российской Федерации в области образования за 1999 год: Постановление от 25.08.2000 N 627 // Вузовские вести. - 2000. - N 17(111). - С. 9; Новые законы и нормативные акты. - М., 2000. - Вып. 38. - С. 75-76. - (Б-чка "Российской газеты").
31. Правительство РФ. О составе Совета по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства Российской Федерации в области образования: Постановление от 16.02.1999 N 185 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 10. - Ст. 1224.
32. Развитие экономических наук и образования в области // Экономический вестник. - 1998. - N 1. - С. 3-8.
33. Региональный Центр развития образования: концепция, опыт становления и перспективы развития: Монография по результатам науч. исслед. / Н.Д.Иванов, Т.А.Каплунович, О.С.Орлов и др.; Комитет образования администрации Новгор.обл.; Новгор. региональный Центр развития образования. - Новгород : Изд-во РЦРО, 1995. - 66 с.
34. Сборник нормативных документов по вопросам награждения работников образования / Комитет образования Администрации Новгор. области, Новгор. регион. центр развития образования; Сост. В.Н.Аверкин, Т.А.Шестакова. - Великий Новгород : НРЦРО. Вып. 1. - 1999. - 49 с.